Кукольный театр «Тилибом»
Что может быть чудеснее, чем возможность попасть в сказку? Кукольный театр «Тилибом» «Центра инклюзивного коммуникативного взаимодействия» работает в этом направлении для вас.
Занятия с логопедом включают в себя, не только привычные, традиционные методы работы с артикуляционным аппаратом детей, но и современные техники сказкотерапии при работе с ручными куклами. Это позволяет ребенку отвлечься на интересный яркий предмет и повышает мотивацию и интерес к занятию.
Кукольный театр позволяет развить и совершенствовать сопряженные движения артикуляционного праксиса с работой рук и пальцев, тем самым укрепиться в знаниях раздела логоритмики. Апробация себя в роли сказочных героев, способствует социальным навыкам адаптации и формированию коммуникативных способностей.
С помощью сказок можно заложить основы социально-нравственного воспитания, укрепить эмоционально-психологические устои личности, развить речевую моторику через совместное проговаривание.
Кукольный театр «Тилибом» доступен любым возрастным группам и помогает в коррекции различных типов нарушения. Развиваясь вместе, мы растим в каждом ребенке социально здоровую личность!
Учитель-логопед Сухова Т.С.
Открытие центра
Школа жизни для детей с особыми образовательными потребностями
В школе № 14 продолжается реализация программ «Центра инклюзивного коммуникативного взаимодействия» в рамках проекта СИБУР «Формула хороших дел».
В настоящее время в Центре занимаются 20 ребят в возрасте от 4 до 7 лет. С начала учебного года перечень реализуемых коррекционно-развивающих программ пополнили «Адаптивная физкультура», «Сенсорная интеграция», «Кукольный театр «Тилибом» и «Студия эрготерапии».
Занятия проходят в группах от 3 до 5 человек или индивидуально – учитываются психофизические особенности слушателей.
Весной занятия посещали в основном воспитанники дошкольных учреждений. После официального открытия и размещения информации в СМИ и на интернет-ресурсах пришли дети, находящиеся на домашнем воспитании. Им уделяется особое внимание, поскольку они лишены возможности на бесплатной основе систематически посещать занятий психолога и логопеда. Все они нуждаются в коррекции поведения, в формировании необходимых учебных действий, чем и занимаются в рамках реализации проекта специалисты.
Цель работы Центра – максимально адаптировать детей к условиям школы, провести коррекционную работу, запустить развития познавательных процессов, которые в дальнейшем позволят успешно осваивать образовательные программы.
В работе Центра педагоги используют широкий спектр оборудования, приобретённого как рамках проекта «Формула хороших дел», так и администрацией школы. Без преувеличения можно сказать, что в образовательном учреждении созданы все условия для развития детей с особыми образовательными потребностями.
Лиморенко Елена
Работа над ошибками
В течение полугода в средней общеобразовательной школе № 14 г. Тобольска реализуется гранд «Центр инклюзивного коммуникативного взаимодействия» в рамках проекта СИБУР «Формула хороших дел». Проведённая за это время работа позволила сделать вывод: чтобы добиться результата, педагогам в большинстве случаев приходится отлаживать взаимодействие с родителями, исправлять допущенные при воспитании детей ошибки.
Как показал опыт, детей интересующей нас категории в Тобольске не так много. Хотя это может быть лишь вершина айсберга, так как информация о них является закрытой. Таким образом, по факту нуждающиеся в помощи дети закрыты от педагогов, они теряют возможность получать бесплатные услуги, которые нацелены на помощь в их развитии. Нам составило большого труда привлечь на бесплатные (ключевое слово) занятия детей с особыми образовательными потребностями. Почему? Как сказал классик, «нет пророка в своём Отечестве». Родители детей с особенностями развития на разных уровнях говорят о том, что «в нашем городе дли них ничего нет». Утверждение спорно.
Многие годы в Тобольске действовала коррекционная школа. Родители всячески старались обойти её, сделать всё, чтобы ребёнок с особыми образовательными потребностями учился в обычной общеобразовательной школе, «тянулся» за успешными учениками, не учитывая особенностей его развития.
В настоящее время коррекционные педагогика успешно осуществляется в школе № 14. За последние годы администрацией было много сделано для того, чтобы обеспечить материально-технические условия для занятий детей с особенностями развития, педагоги систематически повышают квалификацию, причём не только в Тюменской области, но и в Пскове (где находится Федеральный ресурсный центр, славящийся на всю страну) и Москве.
У нас есть опыт работы и мы готовы его использовать для оказания помощи в развитии детей ещё до поступления в школу. В настоящее время реализуется большой проект под эгидой «Формулы хороших дел» «СИБУР).
Самая лучшая реклама, когда о педагоге говорят те родители, дети которых прошли эту школу и увидели реальную пользу от занятий. Но стоит отметить, что даже очень хороший педагог – не Бог, не может творить сиюминутные чудеся. Особые образовательные потребности – это особое внимание к ребёнку. За час занятий в неделю течение 3-4 месяцев невозможно научить тому, чему не смогли научить за предшествующие годы.
Основная масса пришедших на проект детей – дошкольники. Почти все они не готовы к обучению: отсутствует мотивация, наблюдаются различные поведенческие расстройства, отсутствуют необходимые учебные навыки. Около 50% слушателей в силу психофизических особенностей не могут заниматься даже в небольших (до 5 человек) группах. Требуется длительная индивидуальной работы только для того, чтобы ребёнок научился спокойно сидеть и хотя бы с помощью взрослого выполнять простейшие посильные задания. Это особенно характерно для детей с расстройствами аутистического спектра, которые проявляются в разной мере.
Преодолеть эти трудности за год-два до поступления в школу невозможно, посещая только занятия, связанные с реабилитацией на социальном уровне. Некоторые родители считают, что подавляющее большинство процедур, которые проходят дети, не дают никакого эффекта. Умственная отсталость так и остаётся умственной отсталостью, а порой вместо прогресса наблюдается регресс.
Почему дети к дошкольному возрасту не получили должного развития с учётом психофизических особенностей? Работая с пришедшими на проект детьми, мы пришли к некоторым выводам. Рассмотрим распространённые ошибки в воспитании и развитии детей.
Ошибка номер один – родители слишком долго не принимали текущее состояние детей и продолжали надеяться, что «особенности» их детей, которые мы именуем особыми образовательными потребностями, — это явление временное, пройдёт немного времени, и ребёнок будет учиться, как остальные сверстники. Время шло, а ребёнок, даже посещая детский сад, развивался ненормативно. Упущенное время порой очень сложно наверстать.
Ошибка номер два – пассивность родителей в решении проблемы. Положено ребёнку периодически проходить реабилитацию, проходили, не более того. Работа специалистов, например, логопедов, занимающихся коррекционной работой, стоит дорого, а быстрого эффекта получить невозможно. Это зачастую заставляет оставить затею – всё равно пользы не будет. Нередко логопеды и сами не хотят брать на занятия детей с особенностями развития, чтобы не обнадеживать напрасно, ведь это не норматипичные дети, которым легко можно поставить звуки. А если ребёнок неговорящий, тем более.
С годами ситуация усугубляется и требуется длительная коррекционная работа с ребёнком. Вероятность того, что динамика в развитии будет хоть сколько-нибудь значительной, невелика. Чем дольше родители будут игнорировать сложившуюся ситуацию, тем тяжелее будут последствия. Посещение ребёнком детского сада – не гарантия того, что появится динамика. Период образования нейронных связей в мозге в основном заканчивается к периоду полового созревания. Если ребёнок с глубокой умственной отсталостью не получил максимально возможное развитие до этого времени, добиться весомых результатов будет почти невозможно.
Ошибка номер три – родители, видя, что ребёнок развивается отлично от основной массы сверстников, пытаются учить его, как норматипичного, не учитывая особенностей развития. Требую правильности выполнения, наказывают за неверные ответы или плохо выполненную работу, чем сами формируют у них негативные поведенческие реакции, разрушая эмоционально-волевую сферу ребёнка, которые мы наблюдаем, когда ребёнок приходит в школу. В дальнейшем проблемы поведения препятствуют успешному обучению самого ребёнка и мешают работе с другими учениками. Здесь очень важно, если у вас возникли хоть малейшие подозрения, что ребёнок отличается от других, идти к специалистам, чтобы определить проблему, наметить пути её решения.
Ошибка номер пять – чтобы освободить себя от необходимости поминутно заниматься ребёнком, приучают его, например, к телевизору. Достаточно включить его, и ребёнок, как привязанный, будет прыгать около телевизора. Со временем он будет требовать того, что ему нравится и родители не смогут заставить его делать то, что нужно.
Ошибка номер шесть – некоторые родители считают, что ребёнок больной и ему всё можно. Чем он болен? Нельзя носиться с ним, как с писаной торбой, позволять всё, даже хлестать себя по лицу, обижать других детей. Отучить от этого будет сложно, а порой невозможно, агрессия войдёт в привычку. Нельзя быть мягкими, идти на поводу у детей.
Ошибка номер семь – не делайте всё за ребёнка, даже то, что он может научиться делать сам. Главная цель обучения – социализация детей, обучение самообслуживанию, особенно если речь идёт о детях с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Научить мыть руки и надевать шапку можно любого ребёнка. Не хотите всю жизнь его одевать, приложите усилия, чтобы научить.
С последствиями действий родителей мы сталкиваемся как во время обучения ребёнка в школе, так и на занятиях Центра. На сегодняшний день необходимо проводить работу над ошибками, в корне перестраивать отношения с ребёнком.
На занятиях мы не только повышаем компетенцию родителей в части развития детей, но и пытаемся исправлять их ошибки.
Для тех, чьим детям до школы ещё далеко, но вы видите особенности в их развитии. Чем раньше будут диагностированы отставания в развитии детей и начнётся работа по их минимизации, тем лучше будет результат.
В социальных сетях можно найти множество материалов, позволяющих повысить педагогическую компетенцию родителей. Однако двух одинаковых детей не бывает: что поможет успешно развивать одного, для другого может быть бесполезно. Это всё равно что лечить гипертонию тем, что посоветовала соседка, вместо того, чтобы обратиться к врачу. Наш опыт красноречиво свидетельствует, что даже родители с педагогическим и психологическим образованием не могут должным образом самостоятельно развивать своих детей.
Только планомерные занятия, начатые задолго до школы, позволят не просто подготовить ребёнка к учебному процессу, но и максимально расширить зону ближайшего развития.
На заметку родителям дошкольников. Приложите усилия к успешной адаптации детей в образовательном учреждении (учитель и администрация создаёт условия для обучения детей: материальные, психологические и прочие). Если в школе проводится работа с данной категорией детей, воспользуйтесь возможностью.
После школьных занятий обязательно продолжайте работу с ребёнком, не самоустраняйтесь, идите рука об руку с педагогом. К примеру, формирование навыка работы с красками проходит очень длительное время. На занятиях учитель показал, как нужно работать 1 раз, а надо 100, чтобы у ребёнка сформировался динамический стереотип. Включаясь в эту работу, вы способствуете более быстрому его формированию.
Приходя в Центр или при поступлении детей с особыми образовательными потребностями в школу, родители сразу хотят, чтобы их детей научили читать, писать, при этом ребёнок не говорящий. Необходимо учитывать особенности развития ребёнка прислушиваться к мнениям специалистов. Отпадают всякие сомнения по поводу того, что они уже пытались это делать дома, возможно, ходили, например, к логопеду, но ничего не получилось. Оставьте эту идею, развивать ребёнка нужно в том направлении, которое ему по силам.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Значит, начинаем с развития мелкой моторики. Этим обусловлена разработка программ для проекта, связанных с изобразительной и предметно-практической деятельность.
Опыт работы с детьми данной категории показал, что занятия по развитию мелкой моторики позволяют в комплексе решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи, что в дальнейшем плодотворно сказывается на развитии и обучении детей в школьный период.
В процессе работы мы столкнулись с рядом трудностей. До 50% родителей не могут заниматься со своими детьми, даже получив методические рекомендации и образец работы на совместном занятии – дети им не подчиняются. Родители не готовы тратить время на выполнение домашней работы – дети должны ежедневно заниматься, отрабатывать то, что проходили на занятии. Когда речь идёт о ребёнке с глубокой умственной отсталостью, двигательные навыки формируются длительное время, научить ребёнка за урок делать что-либо невозможно. Некоторые родители, не видя мгновенного эффекта, теряют интерес к занятиям.
Чтобы добиться положительного результата, родители должны делать, в первую очередь, ставку на себя, а не на педагога, и работать в системе. Те, кто принял этот тезис, учились работать со своими детьми и планомерно занимались, успешно прошли курс, а дети показали динамику в развитии познавательных процессов, стали более усидчивыми, привыкли к требованиям взрослых. В начале учебного года двое выпускников Центра поступили в 1 класс и успешно (в соответствии с особенностями развития) занимаются. Цель можно считать достигнутой.
В заключении хочется вспомнить притчу о двух лягушках. Выбраться из сметаны сможет только тот, кто бьётся, не оставляя надежды.
Елена Лиморенко