Н.С. Пантюкова
МАОУ СОШ №14
г.Тобольск
Специфика нарушений речи и их коррекция у учащихся с несохраненным интеллектом определяется особенностями развития высшей нервной деятельности и их психического развития. Нарушения речи у таких учащихся являются очень распространёнными, носят стойкий системный характер. Они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Наиболее частыми речевыми расстройствами у учащихся данной категории являются дефекты звукопроизношения и нарушение письменной речи, что значительно осложняет мыслительную деятельность. Процесс коррекции устной и письменной речи носит длительный характер и продолжается в течение всего периода обучения учащихся в школе. И поэтому данная проблема является актуальной и основной в работе с детьми ОВЗ. Эта работа очень важна т.к. речь занимает центральное место в процессе психического развития человека, выполняя коммуникативную, обобщающую и регулирующие функции и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Всякое отклонение в развитии речи отражается на формировании всей жизни ребенка. Затрудняется общение с окружающими людьми, нередко препятствующее правильному формированию познавательных процессов и эмоционально — волевой сферы. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка.
Основные причины появления ошибок на письме у умственно отсталых учащихся:
— неправильное произношение всех звуков речи;
— неправильное различение звуков на слух;
— неумение выделять звук на фоне слова;
— неумение определять место звука в слове;
— несформированность грамматических систем;
— несформированность пространственных и временных представлений. С нарушением письма страдает и связная речь. Так как связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер
Читать далее…