В рамках реализации проекта «Право быть равным» по направлению «Организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах общеобразовательных школ в условиях интеграции» 15-17 мая группа педагогов из Тюменской области познакомилась с особенностями сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в московских школах. Мне посчастливилось поучаствовать в этом проекте.
В первый день работы группа посетила один из корпусов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС г. Москвы. Там мы посмотрели уроки и занятия в начальных классах, после каждого из которых была возможность пообщаться с педагогом, задать вопросы. Нам предоставили возможность познакомиться с особенностями построения индивидуальных программ для детей, в зависимости от особенностей развития учеников. Общение с педагогами-профессионалами, много лет занимающимися коррекционной работой, бесценно и очень полезно для дальнейшего применения в обучении специальных классов нашей школы.
Во второй день объектом нашего изучения стала школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова. Это большая образовательная организация, объединяющая 17 объектов: детских садов и корпусов школы. Там чётко отлажена система инклюзивного образования: дети с раннего возраста попадают в среду, где с ними, в зависимости от особенностей развития, проводится коррекционная работа. Реализация образовательных программ и широкие возможности для социализации позволяют малышам к моменту поступления в школу получить необходимые умения и навыки, научиться находиться в обществе.
Очень познавательным было посещение корпуса начальной школы (здание бывшего детского сада), где занимаются дети с разной степенью умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями. В корпусе созданы все условия не только для занятий и освоения программного материала, но и у учеников в течение дня есть возможность отдыхать, гулять, играть, проявлять свои творческие способности.
В распоряжении каждого класса несколько помещений: для учёбы, отдыха, даже релаксации. В классных комнатах есть всё необходимое для обучения детей с особенностями здоровья: технические средства, большое количество наглядных материалов. Здесь работают педагоги и другие специалисты с огромным опытом, с детьми работают врачи. Не случайно желающих оказаться в числе учеников этой школы очень много.
Школьные корпуса имеют свою направленность и названия: «Центральный», «Технологический», «Спортивный», «Кадетский» и другие. И там реализация инклюзивных образовательных программ, начатых ещё в детском саду, успешно продолжается.
В этой школе есть возможность при необходимости приглашать тьюторов, психологов, логопедов, дифектологов столько, сколько необходимо для учебного процесса. Как пояснил руководитель образовательной организации А.С. Баталов, этот вопрос решается за счёт внебюджетных средств.
Последний день привёл нашу делегацию в московскую школу-интернат № 2 для слепых и слабовидящих детей, где у нас была возможность побывать на ставшем традиционным туристическом фестивале. На него собрались дети с ограниченными возможностями здоровья из разных школ Москвы.
Во время экскурсии нам показали учебные классы, дали возможность ближе познакомиться с оборудованием, которое используют для обучения детей слепых и слабовидящих детей. 206 ребят и педагоги, большинство из которых сами с ограничениями по зрению – одна большая и счастливая семья. Там везде царит атмосфера сотрудничества.
Заключительным аккордом стало посещение Московской школы № 1540. По меркам столицы школа маленькая. В структуре 2 учебных корпуса и 3 детских сада. Здесь организация инклюзивного обучения была, что называется, инициативой снизу.
Во время экскурсии по школе, которую провела директор Т.Ю. Хотылева, мы увидели примеры рационального использования школьного пространства как в кабинетах, так и в рекреациях. В здании несколько небольших прекрасно оборудованных кабинетов, где с детьми работают, логопеда, психологи, дефектологи. Результаты их работы ярко показал посещённый нами урок литературного чтения. Среди учеников был ребёнок с расстройством аутистического спектра. Все дети работали одинаково здорово. Определить интересующий нас субъект по каким-то особенностям поведения нам не удалось. В классе за отдельным столом сидел тьютор, который, по словам, учителя, может помогать любому ученику.
В этой школе во всех классах есть дети с ОВЗ. Не стоит думать, что никаких проблем у них не возникает. Бывают истерики, срывы. Однако любой свободный педагог может «подхватить» проблемного ребёнка и привести его в нормальное состояние.
Изначально родители обычных учеников были против нахождения детей с особенностями развития в классах. Теперь талерантное отношение к любому ребёнку – это норма. А коллектив школы – это команда единомышленников, работающая на одну цель. В этой школе желающие могут стать тьюторами-волонтёрами для того, чтобы поучиться, перенять полезный опыт.
Такие поездки заставляют задуматься и примерить столичные условия на свою школу: что возможно реализовать, а что нет, какие проблемы в обучении детей с особенностями здоровья и развития есть в Тобольске, как полученный опыт можно применить в условиях нашей школы.
В Москве на домашнем обучении находятся только маломобильные дети. Но и некоторые из их числа, если в корпусе реализована программа «Доступная среда», предпочитают обучаться в условиях класса. В Тобольске десятки детей находятся на домашнем обучении, и это зачастую вполне мобильные дети. Говорить о полноценном развитии учеников не приходится, кроме того, усугубляется решение проблемы их социализации.
Материальные и технические возможности столицы нельзя сравнивать с условиями провинциального Тобольска. В данном случае ключевой момент – подушевое финансирование. А душ в наших школах не так много, чтобы была возможность приобретать всё необходимое для обучения детей данной категории оборудование. Платных образовательных услуг детям с ОВЗ школа не оказывает, то есть заработать дополнительных средств для решения материальных трудностей нет возможности.
У нашей образовательной организации 3 корпуса: 2 учебных и детский сад. Однако в детском саду групп, где целенаправленно работали бы с детьми с особенностями развития, нет. Нет и возможности организовать их.
В 1 дополнительный класс общеобразовательной школы часть приходят не подготовленные, не адаптированные дети. Не помогают решить проблему и краткосрочные подготовительные курсы, которые организуются для дошкольников. Адаптация проходит достаточно долго, что не способствует в реализацией образовательных программ.
В детском саду № 51 есть группа детей с ОВЗ, с ними работают специалисты, однако связь между детским садом и нашей школой, где в дальнейшем обучаются дети данной категории, не налажена, нет преемственности.
Следует отметить, что далеко не все дети этой категории имеют возможность посещать детский сад и не имеют возможности развиваться, как их сверстники. Платные услуги специалистов многим семьям не по карману, учитывая, что для формирования даже простейших навыков требуется большой объём времени.
Создание инклюзивного центра на базе школы – идея прекрасная. Семьи делают попытки развивать особенных детей, но далеко не всегда они успешны. Мы должны помочь им в достижении благой цели. Центр мог бы стать хорошим подспорьем в решении проблем развития и социализации детей с умственной отсталостью и множественными нарушениями.
Кроме того, считаю, что необходима совместная разработка и реализация программ развития детей с особенностями развития детским садом и школой. Занятия должны быть целенаправленными, системными и эффективными.
Поездка в рамках проекта была очень насыщенной и полезной. Опыт педагогов столицы очень пригодится не только в организации инклюзивного образования в условиях нашей школы, но и, возможно, поможет выстроить правильные отношения с дошкольными образовательными организациями для того, чтобы особенные дети получили более широкие возможности для развития.
Лиморенко Е.В., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 14 г. Тобольска