Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

Куприна Надежда Александровна, педагог — психолог МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа №14 (структурное подразделение «Детский сад»)» город  Тобольск.

Статья для заочного участия в Педагогических чтениях по теме: «Шаг за шагом к новым результатам: трансформация урока, проектирование среды развития, перезагрузка делового оборота»

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны  люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Главная задача дошкольного образования — формирование у ребёнка умений управлять процессом творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций.  В работе над развитием творческого мышления детей очень важна роль взрослого.  Дети — дошкольники сами не в состоянии полностью организовывать свою деятельность, оценить полученные результаты. Что же такое творчество?  Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства, анализировались их дневники, письма, высказывания.  Большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса:  1 стадия — длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями.                2 стадия — короткое озарение, интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определял процесс творчества «Изобретение — это 99 % пота и 1% вдохновения». Во 2 половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться.  Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления, стали экспериментально изучаться процессы творческой деятельности детей-дошкольников и подростков. Известные педагогии и психологи: Т.С.Комарова, Н.А.Ветлугина, И.А.Лыкова занимались изучением творчества дошкольников. Были выделены психологические  составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления; готовность к риску и ответственности за принятые решения. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных, способность быстро перестроится с одной идеи на другую. Люди с  гибким умом предлагают  сразу много вариантов решений, комбинируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность  дошкольникам и педагогам управлять процессом творчества, Без них «гибкость ума может превратиться в скачку идей, когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбраться из них. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определённую систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея, преобразовывается и открывает путь к решению проблемы. Творчески мыслящий человек  так же нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за своё решение, это происходит потому что, часто старые привычные способы более понятны большинству людей. У детей дошкольного возраста творческие способности складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Исследования психологов детского творчества позволяют выделить три стадии развития детского творческого мышления: наглядно – действенное мышление, причинное, эвристическое. Если ребёнок младшего  дошкольного возраста действует только с предметами, то ребёнок старшего дошкольного возраста представляет наглядный, зрительный образ, поэтому мышление ребёнка – дошкольника  называют наглядно — действенным. Развитие причинного мышления у дошкольников начинается с осознания последствий своих действий. Предвидение и планирование лежит в основе  причинно — следственного мышления. Одно из важнейших умений, которое формируется на этапе эвристического мышления, это умение анализировать проблемную ситуацию, на этой стадии анализ ситуации становится систематическим и планомерным Дети-дошкольники учатся не упускать ни одного факта, оценивать их роль и значение для своих замыслов, расположить их по степени важности, на первое место самое важное. Проблема развития детского творчества – одна из наиболее актуальных проблем для нашего детского сада, так как речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Поэтому  одной из основных задач является создание условий для развития творческих способностей при тесном взаимодействии детского сада и семьи. В образовательной организации, где я работаю педагогом — психологом, проводится комплексная  диагностика  степени сформированности школьно – значимых функций (автор Безруких М.М.) проводится в начале года и в конце года. Комплексная диагностика включает оценку: социального развития, личностного развития, эмоционального развития, творческого развития, состояния здоровья, физического и двигательного развития. При оценке творческого развития ребёнка учитываются данные, полученные при анализе анкет, заполненных родителями и воспитателями детского сада, результаты заданий, выполненных детьми. Анализируя общие результаты, полученные в начале года, делим воспитанников на 4 подгруппы с разным уровнем развития интеллекта и творческого развития, отличающимися способами адаптации к внешним условиям и решением жизненных проблем:  Дети,  обладающие высоким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческого развития, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, обладают самоконтролем, проявляют интерес ко всему новому и необычному, инициативны, любознательны, при этом успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость, составляют  31 % .  Дети, с низким уровнем творческого развития, но с высоким интеллектом,  стремятся к школьным успехам, оценкам  «отлично», но крайне переживают неудачи, так как у них преобладает страх перед неудачей, составляют 29%.  У них мало друзей, они сдержанны, скрытны, стараются быть на дистанции от одноклассников, но страдают без внешней оценки своих поступков. Дети с низким уровнем  интеллекта и с высоким уровнем  творческого развития (14 %)часто попадают в категорию    «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют необычные хобби и увлечения, где они в необычной форме могут проявить своё творчество. Они часто тревожны, страдают  от  «комплекса неполноценности». Дети с низким уровнем интеллекта и творческого развития (26 %) внешне хорошо адаптируются, держатся в середнячках и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью. Педагогами детского сада для эффективного развития творческих способностей используются разнообразные приёмы и методы: нетрадиционные техники рисования, театральные пятницы, персональные,  совместные выставки воспитанников и родителей ,  а также педагогов, игровые интегрированные занятия с использованием поэтических текстов. Педагогический коллектив детского сада достаточно уделяет внимания развитию воображения и творческого мышления,  успешно используются технологии проблемного обучения: решение проблемных ситуаций, технология  оригами и технология ТРИЗ. При тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) организуются творческие мастерские, проводятся конкурсы и выставки детско — родительских творческих работ, рисунков. Принимая участие в  творческих  конкурсах разных уровней (муниципальных, региональных, всероссийских), наши воспитанники совместно с педагогами или родителями занимают призовые места. Таким образом, только совместная, систематическая работа  воспитателей и психолога с родителями приводит к эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Литература: 

  1. Безруких М. М.  «Готовы ли дети учиться?» М., Чистые пруды,  2010г.
  2. Зимановский А.Э.  «Развитие творческого мышления детей» Я., Академия развития, 1996 г.

Author: admin

Добавить комментарий